Отзыв на книгу Аси Казанцевой
"Кто бы мог подумать?"

 

 

ЖЖ Аси Казанцевой

 

 

Прежде всего, хотел бы поблагодарить уважаемую Асю за любезно подаренный мне экземпляр книги.

Книга, без сомнения, исключительно достойная.

Прежде всего - стиль. Стиль великолепен и очень своеобразен! Он сочетает в себе рациональную трезвость и критичность суждений, молодёжный задор, в то же время - доброжелательную искренность, откровенность и даже чуточку простодушие. Вот я, вся. Снаружи и снутри... Последнее лично у меня вызвало ассоциации со вторым концертом Рахманинова - ни больше, ни меньше! Это очень подкупает и располагает. В наше время, когда социум стал более походить на биоценоз, это довольно неожиданно. И, кстати, небезопасно - по той же причине.

Книга по-настоящему доходчиво объясняет довольно сложные вещи, касающиеся так или иначе всех нас: если не все мы курим, не все употребляем наркотики, то практически все мы время от времени впадаем в чревоугодие, или попадаем в те или иные ситуации, связанные с межполовыми отношениями. Про всё про это книга Аси рассказывает доходчиво, убедительно, и компетентно. Последнее качество, среди авторов научно-популярных книг, встречается не сплошь и рядом!

Потрясён библиографическим списком. Особенно - с учётом источников, упомянутых просто в тексте. И вообще, по степени педантичности работы с источниками эта книга вполне может называться научным обзором, только написанным в популярном стиле.

Пожалуй, можно придраться лишь к приложению - "Краткому курсу биологии". Для популярной книги он неоправдано затянут и раздут; к тому же там основное внимание уделено понятиям, не являющимся ключевыми для данной книги. В качестве удачного образца такого рода я бы указал на глоссарий к книге Ричарда Докинза "Расширенный фенотип" - очень лаконично, широкозахватно, и в то же время - ёмко. Впрочем, и по основной части книги - кое-что не помешало бы лаконизировать, и как-то получше разложить по полочкам. Но не будем далее мелочно придираться...

В рамках выбранного книгой нейробиологического направления, книга - вне критики. Но есть желание покритиковать, нет, не нейробиологическое направление само по себе, а практику его подачи широкой читательской аудитории.

Разумеется, книги такого рода могут быть интересны (и коммерческий успех обсуждаемой книги это подтверждает) очень многим людям, интересующимися науками. Прочтя эту книгу, старшеклассник, обдумывающий житьё, может выбрать нейробиологию как свою будущую профессию, кто-то может воздержаться употребления табака, наркотиков, и проч., (а может - и наоборот!), всё это здорово, полезно, и достойно всяческих похвал в адрес автора. У книги есть очень большой атеистический потенциал, не исключено, не вполне оцененный самим автором.

Задумаемся: сообщения об обусловленности, например, окситоционом человеческой дружбы, очень многими людьми воспринимаются, как нечто, если не шокирующее, то весьма неожиданное. Что же именно здесь так шокирует? Разумеется, не название этого химического вещества: для неспециалистов, что окситоцин, что серотонин, что ацетилхолин - фактически синонимы. С другой стороны - влияние алкоголя и наркотиков на поведение до зевоты общеизвестно, и, мягко говоря, не шокирует. Чем же так задевает окситоцин? Исключительно покушением на идеалы.

Душа, дух, воля, дружба, любовь, - всё эти высшие и достойнейшие проявления человечности, на уровне массового подсознания воспринимается как нечто исключительно идеальное (во всех смыслах), сакральное, и абсолютно свободное от "презренной плоти". "Главно дело, чтобы воля, говорит, была. К победе." © И даже высшее образование, и рассудочное согласие с теорией эволюции не вполне, и далеко не всех уберегает от впадения в эту сакрализацию человеческого духа - ведь эта сакрализаця подсознательна, и дана нам в виде смутных предчувствий.

И тут приходит Ася Казанцева, и говорит: "А вы знаете, что дружба обусловлена окситоцином? Нет? Так знайте! Это проверено и доказано - вот ссылка на строгое исследование." Как может на это реагировать человек, только что полагавший свой дух чем-то божественным? Очевидно, так же, как на любое низвержение кумиров! Шок...

Однако, сняв с воли человека сияющий нимб святости, нейробиология, при бесконтрольном её употреблении, рискует погрузить его в пучину безволия - раз на всё воля Господня окситоцинова, то я здесь ни при чём, и ни в чём не виноват! Это мои гены, выбрать которые я был не в состоянии, сделали мои рецепторы дофамина такими дурацкими! Не виноват! Это всё Оно!

Это не какие-то отвлечённые рассуждения - такой логикой всё чаще руководствуются совершенно серьёзные суды: ПМС уже признаётся вполне убедительным доказательством невиновности.

Блаженный Августин может спать спокойно в своей усыпальнице - идеи предопределения живут и процветают! Они только могут философски переходить из одной формы в другую - от поэтичного "Если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно", до уверенности в происках мировой закулисы; уверенности совсем не безобидной.

И это главная моя претензия к нейробиологическим объяснениям человеческого поведения. Опять же, не к нейробиологии как таковой, а к попыткам объяснить сложное поведение на уровне нейромедиаторов.

Мы можем относительно легко объяснить на уровне движения электронов и дырок работу простейшего детекторного радиоприёмника, состоящего из одного диода и наушника, причём даже в этом случае это будет не оптимальный уровень абстракции. Добавление в схему хотя бы ещё одного транзистора сделает такие объяснения практически нереальными; пытаться же изучать, к примеру, Фотошоп на уровне регистров процессора (даже не электронов и дырок!) и вовсе глупо. В мозгу человека, как известно, порядка 1011 нейронов, что пока что на порядки превышает количество полупроводниковых вентилей в самом современном компьютерном процессоре, и количество "ножек" у каждого из них как правило больше трёх. Тем не менее, мы, ничтоже сумняшеся, вовсю объясняем его поведение на уровне отдельных синапсов! Как на нейрофизиологическом уровне можно объяснить феномен свободной воли? Видимо, примерно так же, как дружелюбие объясняется окситоцином - то есть, имеется некая субстанция, от выработки которой зависит свободность поведения человека. Фактически, здесь одна сущность, откровенно сакральная - "свобода воли", заменяется другой сущностью, формально не сакральной (некая химикалия), но по воздействию на поведение ничем существенным не отличающейся. "Оно" просто воздействует, и всё! И никакого анализа информационных потоков, только и могущего приблизить нас к пониманию причин.

Лично у меня такого рода объяснения вызывают внутренний протест. Я, по возможности, стараюсь вникать в суть вещей.

 

Искренне Ваш,

Анатолий Протопопов